Калининград – Фетхие
Стартую 16 октября из Калининграда на самолете до Москвы, а оттуда полечу в Стамбул. Никакого багажа, только ручная кладь. И тут сразу есть нюанс: в сети нет однозначного мнения, разрешен ли провоз в ручной клади колышков для палатки и трекинговых палок. Так что тут я шел на некий риск, ведь и то и другое было в рюкзаке. Тем не менее, на протяжении всего путешествия вопросов не возникло ни разу. Но трекинговые палки у меня карбоновые, так что имейте ввиду, если что. В прошлый раз, до старта я добирался прямым рейсом из Калининграда до Анталии. В этот раз путь занял почти 2 дня – длинные окна между рейсами + автобус Стамбул-Фетхие идет почти 13 часов.
PS: Все фото в этом путешествии сделаны на телефон.
Цитата из поста на канале в тг dennou_ru:
Лечу Уральскими авиалиниями. По их правилам, плюсом к любому багажу в любом тарифе можно дополнительно взять сумку/рюкзак весом до 5 кг и 80 см в сумме трех измерений. Вообще такие «довески» есть у многих авиакомпааний, но обычно это указано в подробном описании тарифа, которое не все смотрят.
Именно в такой рюкзак (весит 60 гр и в сложенном виде занимает места размером меньше чем с кулак) я уместил кроксы и несколько пакетов с мясными чипсами и измельчённым овощами. Документы и другие мелочи. В итоге вес получился около 2.5к г.
Итого, оба рюкзака в начале пути в сумме весят порядка 10 кг +-0.5 кг
Из аэропорта в Стамбул можно попасть на такси или на автобусе.
Самый недорогой вариант – спуститься в самый низ на лифте и купить в кассе билет до Esenler otobus (автовокзал Эсенлер, координаты GPS: 41.040474 N , 28.893515 E) за 160 лир. Там же нужно обязательно купить пластиковую карту, (пригодится для оплаты проезда в автобусе и в городе) – ещё 150 лир (зачисляются на карту). Одна поездка по городу стоит в районе 20 лир.
Автовокзал
Автовокзалы в Турции похожи на рынок, есть даже зазывалы приглашающие купить билет именно у их провайдера 🫠
Автовокзалы в Турции имеют свою уникальную атмосферу, напоминающую оживлённый рынок с зазывалами, конкурирующими компаниями и отсутствием централизованной системы. Вот как они устроены и чем отличаются от привычных нам автовокзалов… (нажми чтобы прочитать)
Структура и организация
- Частные компании вместо единого оператора: Автобусные перевозки в Турции осуществляют десятки частных компаний (например, Kamil Koç, Metro, Pamukkale), и у каждой на автовокзале свой офис или стойка. Это создаёт хаотичное, но яркое пространство, где пассажиры могут сравнивать цены и сервис.
- Отсутствие общего табло: Расписание и направления указываются только на стойках компаний, а единого информационного табло нет. Приходится обходить все офисы, чтобы узнать время отправления и стоимость билетов.
- Трансферы: Многие компании бесплатно доставляют пассажиров от своих офисов в городе до автовокзала на микроавтобусах (долмушах). Время в билете часто указывает именно на начало трансфера, а не на отправление основного автобуса.
Инфраструктура
- Мини-офисы и кафе: На крупных автовокзалах (например, в Стамбуле или Анкаре) есть камеры хранения, туалеты (платные — 1–1.5 TRY), кафе и магазины. В небольших городах (как Кемер) автовокзалы скромнее — больше напоминают автозаправки с парой киосков .
- Перроны и стоянки: Автобусы подъезжают прямо к офисам компаний. На крупных вокзалах есть крытые перроны, на мелких — просто площадки для стоянки.
Зазывалы и конкуренция
- Агрессивный маркетинг: У входа на автовокзал пассажиров часто встречают зазывалы, которые агитируют за свою компанию, обещают скидки или «лучшие места». Их советы стоит перепроверять — цены могут быть завышены.
- Хитрости с билетами: Некоторые посредники продают билеты с наценкой, особенно в туристических офисах или отелях. Лучше покупать билеты напрямую у перевозчиков или через их сайты.
Особенности обслуживания
- Комфорт в автобусах: Турецкие междугородние автобусы оснащены кондиционерами, TV, Wi-Fi (иногда платным), а стюарды предлагают бесплатные напитки и закуски. Багаж перевозится бесплатно.
- Правила рассадки: Если вы путешествуете разнополой компанией, укажите это при покупке билета — иначе вас могут рассадить отдельно (особенно вне курортных зон).
Советы
- Покупайте билеты онлайн — через сайты или приложения типа Obilet, чтобы избежать наценок.
- Игнорируйте зазывал — сначала сравните цены у нескольких компаний.
- Уточняйте терминал — на некоторых автовокзалах (как в Алании) международные и местные рейсы отправляются из разных зон.
Автовокзалы в Турции — это микс восточного базара и современного транспорта. Здесь царит хаос, но система работает чётко, а сервис в автобусах не сильно уступает авиационному. Главное — не растеряться среди зазывал и заранее изучить расписание!
В междугородних Турецких автобусах ходят стюарды с тележками, как в самолетах, и раздают воду/снэки бесплатно. Воду дают в прикольной квадратной упаковке, чем-то напоминающей тару для йогурта.
Я решил выйти из автобуса чуть раньше Фетхие, примерно за 15 км, т.к. увидел на карте интересную тропинку. В общем решил размяться перед приключением, в итоге прошел 27 км и в Фетхие был уже ближе к вечеру. Зато по дороге искупался, а еще – познакомился с велопутешественниками из Ирана!






По дороге встречал всякое съедобное, и не очень… Впервые увидел как растут бананы. Какие-то они инопланетные, конечно 🫠



В Фетхие добрался до Ликийских гробниц, которые упустил во время прошлого визита.
Подробнее про Ликийские гробницы в Фетхие (нажми чтобы прочитать)
Что это?
Древний некрополь, вырубленный прямо в скалах (IV век до н. э.), созданный ликийцами — народом, верившим, что души умерших возносятся к небу. Отсюда и высокое расположение гробниц.
Гробница Аминтаса
Самая известная усыпальница с греческой надписью: «Аминтас, сын Хермагиоса». Напоминает фасад греческого храма с колоннами и треугольным фронтоном. Построена для знатного человека, вероятно, правителя Телмессоса (античное название Фетхие).
Архитектура
- Гробницы высечены в мягком известняке вручную, без техники.
- Имеют форму домов или саркофагов с резными фасадами.
- Некоторые украшены рельефами, но большинство скульптур не сохранилось.
Практическая информация
- Время работы: 8:00–19:00.
- Как добраться: 10–15 минут пешком от центра или на долмуше до остановки «Ликийские гробницы».
Интересный факт: Гробницы пережили два сильных землетрясения (1857 и 1957 гг.), разрушивших большую часть Фетхие .





Немного красивых видов из Фетхие.





Каньон Саклыкент
От Фетхие до каньона Саклыкент ходит маршрутка. Стоимость проезда 100 лир, ехать 1 час.
Вход в каньон платный – 40 лир. И это небольшое приключение внутри, стоит каждой потраченной монеты!
На входе можно взять каску в корзине.

Общая протяженность маршрута что-то около 1,5 км. С самого начала идёшь по щиколотку в прозрачной воде, затем вдоль/по ручью, вода в котором мутная от взвеси глины и песка. Некоторые посетители наносят эту жижу как маску для лица…и всего остального 😀
Первый километр проходится без особых приключений – вода максимум по колено. А вот последняя треть пути самая сложная: нужно вскарабкаться на камень, идти до которого приходится по пояс в воде. Это самый глубокий участок, протяженностью всего около 10 метров. Залезть на камень можно без посторонней помощи: справа и слева вода скрывает выступы, в которые можно упереться ногами, и схватившись руками за камень немного подтянуться – всего делов 🥸
Дальше ничего сложнее уже не будет. Вода иногда по колено, попадаются довольно крупные камни, через которые приходится перелезать, но все это мелочи.
Идти лучше в кроксах с «внедорожным режимом» – это когда ремешок на пятке 🫠. Сцепление на камнях нормальное, ноги особо не скользят.







В каньоне я гулял примерно до 17 часов. А в 18 уже начинается закат. Пора было искать место для ночлега. Решил подняться наверх. Идти примерно 2 км, с набором высоты около 200 метров.
Виды по дороге были шикарные! Площадка оказалась тоже отличной.
И палатку поставить место есть, и красиво!




Пинара
Целью следующего дня было добраться до античного города Пинара. Часть пути прошел пешком, а часть проехал автостопом. И хорошо, потому что Пинара находится на холме, и поднимался бы я туда по серпантину до ночи, наверное!



Пинара — уникальный синтез истории и природы. Если хотите увидеть Ликию без туристических толп, это идеальное место.
Краткая справка про Пинару! (нажми чтобы прочитать)
Основные сведения
- Расположение: Пинара находится в 50–55 км от Фетхие (провинция Мугла), у подножия горы Акдаг.
- Название: На ликийском языке означает «круглый» — из-за формы холма, на котором расположен город.
- Статус: Один из шести главных городов Ликийского союза (III–II вв. до н.э.), обладавший тремя голосами в собрании.
История
Основание: V век до н.э. Вероятно, возник как колония перенаселённого Ксантоса.
Расцвет:
- Эллинистический период: центр культа Афродиты с храмом, где колонны были выполнены в форме сердца. Предполагают, что здесь также существовал фаллический культ, о чём свидетельствуют довольно интересные резные орнаменты.
- Римская эпоха: после землетрясений, строительство терм, одеона, расширение амфитеатра.
Упадок: Сильно пострадал от землетрясений в 141 и 240 гг. н.э., окончательно заброшен к IX веку.
Достопримечательности
- Театр: Эллинистический, на 3200 зрителей, сохранил 27 рядов сидений.
- Храмы: Руины святилищ Аполлона, Афины и Афродиты.
- Одеон и агора: Центр общественной жизни.
- Византийская базилика: Свидетельство раннего христианства в регионе.
- Ниши в скалах — сотни прямоугольных углублений, чьё назначение спорно (возможно, погребальные или хозяйственные).
- Царская гробница — украшена рельефами с изображением городов.
Загадки и альтернативные теории
- Технологии строительства: Некоторые ниши вырублены в отвесных скалах на высоте до 300 м, что вызывает вопросы о методах работы древних ликийцев.
- Отсутствие дорог: Город расположен в труднодоступном месте, что противоречит классическим представлениям о логистике античных торговых центров.
- «Круглая гора»: Некоторые исследователи отмечают её искусственную форму, напоминающую спираль или полигональную кладку.
Современное состояние
- Туризм: Мало посещаем из-за удалённости. Нет массовых экскурсий, только «дикие» туристы. И это хорошо!
- Как добраться:
- На машине из Фетхие по серпантину (дорога улучшена в XX веке).
- Пешком по Ликийской тропе — маршрут через сосновые леса и оливковые рощи!
- Стоимость посещения: бесплатно, территория открыта с 8:30 до заката.
Интересные факты
- Конкурс красоты: В эллинистический период здесь проводились первые в регионе состязания в честь Афродиты.








Ликийская тропа
Заночевав в живописном сосновом лесу, на территории античного города, двинул дальше, в сторону моря. Часть пути прошел пешком, а часть прокатился на попутке. К закату уже выходил к морю, на маршрут Ликийской тропы. Очень вовремя подвернулась видовая стояночка!


Paradise beach на Ликийской тропе
На следующий день добрался до Paradise beach – локация, в которой был мимоходом в прошлый раз, и где так хотелось остаться подольше! В итоге провел там 3 счастливых дня!






В сезон это место пользуется популярностью. Но мне таки удалось занять место на «балконе», в тени сосен и с отличным видом на море!
Кроме того, оказалось что чуть выше есть кемпинг, где можно купить базовые продукты, хлеб и питьевую воду. И есть wifi! Воду я сначала купил, а заодно получил пароль от сети. А впоследствии обнаружил родник с чистой пресной водой неподалеку (в соседней бухте), и пополнял запасы уже там.
Как раз в эти дни появились новости по Иранской визе – все было ок.


Цитата из поста на канале в тг dennou_ru:
Второй день готовлю «суп из трухи».
Это овощи и мясо перемолотые в кофемолке + вода, специи и макароны.Питательно – определенно! Быстро – да! А вот выглядит совсем не так весело как в прошлом году (а тогда это было практически «как дома»). Ну…зато объем и вес невелики..!
Цитата из поста на канале в тг dennou_ru:
Сегодня купил 3 больших помидорки и огурец + батон хлеба – 50 лир (150 р.).
Этот кемпинг действует с 12 марта по 12 ноября.
Дни на пляже Paradise пролетели быстро, а впереди – уже ждали новые приключения. Я решил пропустить участок с Патарой, и добираться прямиком до Каша. Вышел к трассе и через 2 автостопа, сколько-то километров пешком и поездку на маршрутке, был там. Между автостопами успел прогуляться по руинам города Ксантос.
Руины города Ксантос
Ксантос (Ксанф) — древняя столица Ликии (нажми чтобы прочитать)
Основные сведения
- Расположение: Находится в провинции Мугла (Турция), на возвышенности над долиной реки Ксанф (ныне Эшен. Именно Эшен я переходл вброд в прошлом году – см. прошлые отчеты).
- Статус: Столица Ликийского союза (II–I тыс. до н.э.), включён в список ЮНЕСКО вместе с храмом Летоон (1988 г.).
- Название: Ликийское название — Арна, греческое — Ксантос («жёлтый»), связано с цветом местных скал.
Трагическая история
- Персидское завоевание (546 г. до н.э.): Жители сожгли город, уничтожив женщин, детей и рабов, чтобы не сдаться врагу. Геродот описал этот подвиг как пример беспримерного мужества.
- Разрушение Брутом (42 г. до н.э.): После отказа платить дань Риму жители повторили массовое самоубийство. Брут, потрясённый, сохранил жизнь 150 уцелевшим.
- Упадок: Разрушен арабами в VIII веке н.э..
Достопримечательности
- Гробница гарпий (480–470 гг. до н.э.): 8-метровый саркофаг с рельефами мифических гарпий (оригиналы — в Британском музее).
- Обелиск Ксантоса: Стела с самой длинной надписью на ликийском языке, помогла расшифровать этот язык.
- Античный театр (II в. до н.э.): Вмещал 3200 зрителей, использовался для гладиаторских боёв.
- Римская арка и византийская базилика: Следы римского и христианского периодов.
- Некрополь: Скальные гробницы в форме домов и саркофаги — характерная черта ликийской культуры.
Советы для посещения
- Время работы: Летом — 10:00–19:00, зимой — 8:30–17:30 .
- Лучший сезон: Весна или осень — летом температура достигает +40°C .
Интересный факт: Ксантос участвовал в Троянской войне, а при Александре Македонском чеканил собственную монету . Сегодня это тихое место с потрясающими видами на долину и Торосские горы — идеально для любителей истории и археологии.







А рядом с эпичным Ксантосом, располагается поселок Киник. Выглядит довольно скудно, честно говоря. Но главное что там есть небольшой автовокзал, откуда за 70 лир я уехал в Каш!



В Каше успел заглянуть на рынок и взять пару видов сыра – твердый и какой-то в форме комочков; оливки, очень необычные на вкус, типа как копчёные; банку меда (200 лир); мед в сотах (170 лир); 4 помидорки и пару перчиков – все вместе на 685 лир. Ещё в Migros винишко (340 лир), 1л колы (35 лир) и острые чипсы (20 лир).
Перекусив и нагулявшись по городу, пошел к амфитеатру, ставить лагерь. В прошлом году на холме за амфитеатром палатку я устанавливал без проблем, а в этот раз в 21:45 внезапно нагрянули копы. Удалось договориться, что на утро меня тут уже не будет.






Кстати, ночью встретил небольшого скорпиона.
Как определить опасного скорпиона: ключевые признаки (нажми чтобы прочитать)
Скорпионы — древние хищники, и их яд может быть смертельно опасным. Вот как отличить опасные виды от относительно безвредных:
Опасные признаки
Размер и форма клешней
✅ Опасные виды:
- Маленькие, тонкие клешни (например, у Androctonus или Leiurus).
- Чем слабее клешни, тем сильнее яд (они полагаются на укол, а не на захват).
✅ Безопасные виды:
- Крупные, мощные клешни (например, Heterometrus – азиатские лесные скорпионы).
- Их яд слабее, так как они охотятся, сжимая добычу.
Толщина хвоста и иглы
✅ Опасные:
- Толстый хвост с массивным сегментом перед жалом.
- Острое, тонкое жало (легко прокалывает кожу).
✅ Безопасные:
- Тонкий хвост, жало менее выражено.
Цвет (не всегда точный критерий, но помогает)
✅ Опасные:
- Тёмные (чёрные, коричневые) – например, Androctonus australis (жёлтый толстохвостый скорпион).
- Светлые, песочные – Leiurus quinquestriatus (смертельный “жёлтый скорпион”).
✅ Безопасные:
- Крупные, тёмные, с мощными клешнями (например, императорский скорпион).
Самые опасные скорпионы мира
Вид | Регион | Опасность |
---|---|---|
Androctonus australis | Северная Африка, Ближний Восток | Смертельный яд (нейротоксин) |
Leiurus quinquestriatus | Ближний Восток | Один из самых ядовитых |
Tityus serrulatus (Бразильский жёлтый) | Южная Америка | Опасен для детей и пожилых |
Parabuthus granulatus | Южная Африка | Быстрый и агрессивный |
Что делать при укусе?
- Не паниковать – учащённое сердцебиение ускоряет распространение яда.
- Промыть рану водой с мылом.
- Приложить лёд (но не жгут!).
- Срочно в больницу – особенно если:
- Пострадал ребёнок (чем меньше вес пострадавшего – тем тяжелее воздействие яда. Поэтому дети в группе риска.).
- Появились судороги, рвота, потливость.
Как избежать встречи?
- Не ходите босиком ночью (скорпионы активны в темноте).
- Проверяйте обувь и одежду перед тем, как надеть.
- Используйте УФ-фонарик – скорпионы светятся в ультрафиолете!
Запомните: Чем скорпион страшнее выглядит, тем он чаще безвреден. Настоящие убийцы – небольшие и неприметные.
Если увидели скорпиона – лучше не трогайте, даже если он кажется безопасным! 🦂
Каяки и черепахи
Цитата из поста на канале в тг dennou_ru:
В Каше, на холме познакомился с ребятами из Казани. Утром доехали с ними практически до Демре.
Цель была – добраться до деда с каяками и посмотреть черепах (снова).
Вышли километра на 3 раньше Демре – так ближе. Пока шли, по дороге попался серный источник – оборудованное для купания место с душем (и розетками).Искупались конечно. Вода немного пованивает, да 🫠
Цитата из поста на канале в тг dennou_ru:
Дошли до деда (Фишман, или Сали), а его нет! Ребята, околачивающиеся неподалеку сказали что тот угнал в Каппадокию с новой пассией 🥸. В общем, мы взяли каяки (230 лир), прокатились. Черепаху нашли лишь одну…
В целом речка стала существенно грязнее 😥, видимо черепахам это не нравится.







Заночевали там же, на территории неподалеку от реки, причем вечером к нам пришел турок – приятель Деда, с которым в прошлом году мы познакомились на этом же месте!
А еще, это одно из редких мест в Турции, где я встретил комаров!
Гробницы Миры
На следующий день мы с ребятами разделились, я решил добраться до гробниц Миры, а потом пойти на огни Химеры.
Больше информации о гробницах в Мире (нажми чтобы прочитать)
Гробницы Миры — это уникальный скальный некрополь в древнем ликийском городе Мира (современный Демре, Турция), известный своими загадочными захоронениями, высеченными в отвесных скалах.
- Большинство гробниц созданы в IV–VI вв. до н. э., но некрополь использовался и в римский период.
- Высечены в мягких скальных породах, имитируют дома или храмы с колоннами, портиками и резными фасадами.
- Скальные (Кайя): Вырублены прямо в скале, напоминают фасады домов. Некоторые украшены рельефами с мифологическими сценами.
- Храмовые (Тапинак): Имитируют греческие храмы с колоннами (например, гробница Аминтаса с надписью на греческом).
- Саркофаги (Дахит): Каменные «лодки» для бедняков, символизирующие путешествие души в загробный мир.
- Расположены высоко на склонах — ликийцы верили, что души умерших превращаются в крылатых существ и быстрее достигают небес с высоты.
- История и легенды
- Мифология: Связаны с культом богини Лето (матери Аполлона и Артемиды), которую ликийцы почитали как покровительницу.
- Христианский период: Рядом находится Церковь Св. Николая, бывшего епископом Миры в IV веке.
- Закат города: Мира погибла в VII–VIII вв. из-за набегов арабов и селевых потоков реки Мирос, похоронивших город под илом.
Так получилось, что в Миру я попал бесплатно. Хотя вход стоит 13 евро. Гробницы оказались ровно такими же как и в других местах на Ликийской тропе, амфитеатр – тоже. В Пинаре даже поинтереснее будет! В общем я не пожалел что не заплатил 🫠.




















Вышел с территории музея через КПП, никто ничего не проверяет.
Пошел в сторону автовокзала, а минут через десять пути мне удалось застопить…жёлтый скутер. Долетели до автовокзала в Демре за 5 минут и я сразу же запрыгнул в уходящий автобус! Правда ехать пришлось чуть ли не стоя, но только половину пути. А вторую половину – я проехал в кресле с панорамным обзором, рядом с водителем 🫠
Огни Химеры
На закате я уже топал в гору к огням Химеры! Лагерь разбил на том же месте что и в прошлый раз. Пожарил, купленные в том же магазине что и год назад, сосиски и зефирки. Покормил местного кота, кажется в прошлом году он тоже там тусил.
Огни Химеры — это уникальное природное явление в Турции, расположенное на горе Янарташ (в переводе с турецкого — «Огненная гора») недалеко от поселка Чиралы и древнего города Олимпос (нажми чтобы узнать больше).
- Причина возникновения — выход природного газа (метана), который самовоспламеняется на поверхности, создавая эффект «вечного огня».
- Легенда — связано с мифом о чудовище Химере, побежденном героем Беллерофонтом. Считается, что пламя — это «дыхание» заточенного под землей монстра.
- Историческая роль — в древности служил маяком для мореплавателей.
- Туристическая привлекательность — особенно впечатляет ночью, когда огни выглядят наиболее загадочно. Посещение платное (75 TL в 2025 г.).
Огни Химеры — одно из немногих мест в мире, где природный огонь горит непрерывно тысячи лет.



На Химере удалось заснять несколько местных жителей:









Нижние огни Химеры в масштабе:



Античный город Олимпос
В итоге на Химере был две ночи. На второй день подтянулись ребята, с которыми познакомились на холме в Каше. И мы двинули через древний город Олимпос в Чиралы.










Кемпинг в Чиралы
Спускаясь в Чиралы – набрали гранатов по дороге. Один из них был аж 18 см в диаметре – огромный!
Дошли до мечети и там все съели (в мечетях всегда есть краны с водой, чтобы освежиться, и беседки, чтобы укрыться от палящего солнца…а еще – розетки!). Планировали по дороге нарвать ещё и мандаринов, но попались только апельсины… Тоже вкусные.
Потом купались в море, сыграли партейку в шахматы. И пошли в Олимпос. Дырки в заборе оказались на месте – тропа не заросла 😀
Кстати, в Чиралы, я впервые ночевал в платном кемпинге – Химера, стоит 200 лир/сутки.
Не очень понравилось! Примерно с 4 утра начали орать местные петухи и кудахтать куры. И не затыкались, вплоть до 8 утра. Ещё это была самая холодная ночь, температура опускалась до 14°. Ну и вся локация очень пыльная, ни одного островка зелени. Палатку ставить неприятно.
Из плюсов: горячий душ, вай-фай, розетки.
Был там пару ночей, потом пошел дальше.


Из Чиралы вышел аж после 15:00. За пару часов увидел 4 шикарных локации:
- пляж с черным песком
- шикарная обзорная точка на скале
- заброшенная хромитовая штольня
- огромный заброшенный старый дизельный движок!





Заброшенная хромитовая штольня и чугунный дизельный двигатель на Ликийской тропе
Заброшенная штольня по добыче хрома, расположена недалеко от деревни Учагыз (Üçağız) и бухты Капуташ (Kaputaş), была активна в XX веке, хром добывали для металлургической промышленности. После истощения запасов, или по экономическим причинам, шахту забросили.
Дошел до конца штольни,- что-то около 50 м. Туннель постепенно сужается и заканчивается тупиком (обрушили специально, видимо).
Теоретически, в штольне можно набирать воду – вода конденсируется на стенках и капает, внизу образуется лужа дистиллята. Но я не стал рисковать.


Недалеко от заброшенной хромитовой штольни, есть еще один любопытный артефакт — ржавый дизельный двигатель, оставшийся со времён активной добычи хрома.
Что это за двигатель?
Судя по описаниям, это стационарный дизельный агрегат, вероятно, использовавшийся для работы шахтного оборудования или транспортировки руды.
Двигатель лежит прямо на земле, частично заросший кустарником. Сохранились массивные детали: поршни, валы, элементы топливной системы — всё в состоянии «благородной» ржавчины.
Местные гиды шутят, что это «сердце Химеры» — мол, чудовище не только огнём дышало, но и урчало, как трактор.
В середине XX века Турция активно добывала хром для металлургии. Двигатель, скорее всего, питал генератор или лебёдку для вагонеток. Когда шахту закрыли, технику бросили — вывозить было дорого.




На пляже, между штольней и заброшкой с движком, стоит полуразобранный трактор, неподалеку от которого остатки какой-то печи.





Виды с тропы за этот день:









В итоге переход от Чиралы до Текировы занял у меня два дня.







Руины города Фазелис
Проходил мимо города Фаселис. Еще одни эпичные руины с интересной историей на маршруте! На территории сейчас ведутся археологические раскопки и восстановительные работы.
Фазелис (Фаселис) — это древний античный город на южном побережье Турции, расположенный в провинции Анталия, недалеко от курорта Кемер. Основанный в VII веке до н. э. колонистами с острова Родос, он был важным торговым центром, связывающим Ликию и Памфилию (нажми чтобы узнать больше).
История
- Основан родосцами, по легенде, купившими землю у местных жителей за сушёную рыбу.
- В 333 г. до н. э. Александр Македонский посетил город, и жители преподнесли ему золотой венец в знак уважения.
- Был частью Ликийской лиги, затем перешёл под власть Рима, где переживал расцвет (I–III вв. н. э.).
- Пришёл в упадок после нашествия сельджуков в XII веке и землетрясений.
Архитектура и достопримечательности
- Три гавани: Северная (военная), Центральная (торговая) и Южная (с живописным пляжем).
- Главная улица (шириной 20 м) соединяла гавани, вдоль неё стояли агоры (рынки), бани и храмы.
- Акведук длиной 1,5 км — второй по величине в Турции после Аспендоса.
- Театр на 3000 зрителей, перестроенный римлянами.
- Храм Афины, где, по легенде, хранилось копьё Ахилла.
Легенды
- Считается, что здесь мог быть спрятан золотой саркофаг Александра Македонского, вывезенный из Египта.
- Город славился розовой эссенцией и духами, которые экспортировали по Средиземноморью.














Ночевка в пещере на обрыве
Перекусив на пляже, пошел дальше. Вечерело, и пора было искать место для ночлега. И вот тут тропа подкинула очень интересный вариант – самую настоящую пещеру (на территории некрополя, между прочим)! Если бы не рыбак, который там стоял, скорее всего я бы не заметил ее и прошел мимо. Но наш мозг так устроен, что в фоне постоянно сканирует окружающее пространство на подобные силуэты, и, если заметит что-то подозрительное – сразу обращает на это внимание нашего сознания!
Попробуйте мельком взглянув на первое фото найти пещеру?
Хочу больше подробностей про распознавание силуэтов мозгом!
Да, наш мозг действительно устроен так, что мы мгновенно распознаём человеческие силуэты — даже на подсознательном уровне. Это результат миллионов лет эволюции, и вот почему это происходит:
Эволюционная «прошивка»
Мозг приматов «заточен» на распознавание сородичей — это вопрос выживания.
- Древний инстинкт: Тень в траве могла быть как соплеменником, так и хищником. Те, кто быстро идентифицировал человеческую фигуру, получали преимущество.
- Миндалевидное тело (часть мозга, отвечающая за страх) активируется за 100 мс — быстрее, чем мы осознаём увиденное.
Нейронные «шаблоны»
- Веретенообразная извилина (Fusiform Face Area) распознаёт лица и фигуры даже по минимуму деталей — например, по двум точкам (глаза) и линии (рот).
- Эффект парейдолии: Мы видим лица в облаках, розетках и трещинах на стенах — мозг достраивает образ, опираясь на знакомые паттерны.
Экспериментальные доказательства
- В 2009 году в MIT показали: человек замечает человеческий силуэт среди абстрактных фигур за 0,015 секунды — в 10 раз быстрее, чем другие объекты.
- Слепые от рождения люди, получившие зрение во взрослом возрасте, сразу выделяют человеческие контуры — значит, это не обучение, а врождённая способность.
Почему мы не всегда осознаём это?
Подсознательное распознавание включается, когда:
- Фигура не в фокусе (периферийное зрение).
- Силуэт частично скрыт (например, за листьями).
- Мозг считает ситуацию неопасной и не отправляет сигнал в сознание.
Пример: Если в темноте вы «почувствовали», что кто-то стоит в углу, а потом разглядели вешалку — это сработала древняя система оповещения.
Исключения
- Люди с прозопагнозией (нарушением распознавания лиц) могут не замечать даже явные силуэты.
- Камуфляж (например, военный) как раз построен на «ломании» узнаваемых контуров тела.
Да, ваш мозг — детектор людей. Он сканирует мир 24/7, и даже если вы не отдаёте себе отчёт, подкорка уже кричит: «Эй, это похоже на человека!» 🧠👥



Нашел спуск к пещере, и стал ждать когда рыбак что-нибудь выловит. До воды, на минуточку, порядка 40 метров! Ловил он то ли кальмаров, то ли осьминогов…но так никого и не поймал.
Пещера выглядит обжитой: есть пара пластиковых стульев, полочка со сковородкой, какая-то минимальная утварь, очаг…Рыбак рассказал, что в этой пещере живет очередной дед. Но вообще, тот дед – юрист. Такая вот странная история, классные в Турции деды 🫠
После захода солнца рыбак ушел, а я перекусив, лег спать в гамаке. На удивление, ночь выдалась очень теплой. Видимо за день скала так сильно прогревается, что остывает только к середине ночи (а вообще, обычно заметно холодает сразу после заката). Да и то, до этого я спал без спальника, просто во вкладыше, а после 2:00 и до 6:00 залез в спальник.

Каньон Гёйнюк
На следующий день прошел насквозь через Кемер и направился в сторону каньона Гёйнюк (Göynük Canyon). Это одно из живописнейших мест на Ликийской тропе, там мне хотелось провести пару ночей.
Кемер оказался небольшим, ухоженным туристическим городком. Пройдя его минут за 30-40, я вышел на дорогу ведущую к Ликийке.
Этот водопад на фот ониже, встретился по пути, чуть позже очередной (правда небольшой) пещеры. Высота водопада около 4 метров.
От дороги к водопаду ведёт лесенка шириной около 70 см. Перепад по вертикали порядка 12-15 метров.
Немного фактов про каньон.
Каньон Гёйнюк— одно из самых живописных природных чудес Турции, расположенное недалеко от Кемера в национальном парке Бейдаглары. Это узкое ущелье с отвесными скалами, бирюзовой рекой и захватывающими приключениями. Вот всё, что нужно знать о нём:
Название: С этрусского переводится как «плодородная долина в месте небесно-голубого соединения»
Где находится: В 10 км от Кемера, рядом с посёлком Гёйнюк.
Размеры: Длина — 14 км, ширина — 6–15 м, высота стен — до 350 м.
Происхождение: Образован рекой, пробившей путь через скалы за миллионы лет.






Перед спуском в каньон, проходил мимо Cafe Exolikya – первое кафе встреченное на пути в прошлом году (см. предыдущий отчет о прохождении Ликийки).
Там я прикупил колы и встал на зарядку банки силы. В процессе пообщался с хозяйкой, рассказал что в прошлом году мы с ней при схожих обстоятельствах познакомились 🙃. В итоге был угощен вкуснейшим шашлыком с гезлеме!












Непосредственно в каньон я спустился уже затемно. И это определенно добавило остроты в ощущения от его прохождения! Снова встретил то чудесное бревно (жми, перейдешь к фото и видео в телеге!) и скакал по камням в ночи… Еще показывали много рыбов – зафиксировал (смотри по ссылке на телегу, чуть выше!)
Цитата из поста на канале в тг dennou_ru:
В тот день я протопал почти 30 км. Будь у меня рюкзак как в прошлом году – япздохъ.
А ещё – хвала трекинговым палкам! Как я без них жил – не знаю!



Дойти хотелось именно до места, которое приметил еще в прошлом году…

…чтобы на следующий день там всласть все излазить. Чем я в итоге и занялся.
Называется – каньонинг 🤠😀 Снял небольшое POV видео!
Так я гулял примерно до обеда, потом двинул к следующей стоянке.
Идти всего 7 км, но через седловину на 760 м. В общем: долго понимался и долго спускался, и так несколько раз.
Вот несколько снимков из каньона. Красное дерево на четвертом снимке – сандал.














Еще немного видов из каньона (на локации со второго снимка, в прошлом году была лесенка):










Поставил палатку ровно на том же месте, где в прошлом году провел вторую ночь на Ликийской тропе.










Утром спустился вниз, прогулялся по туристическим местам в коммерческой части каньона (если идешь по Ликийской тропе, то попадаешь на платную часть – бесплатно).






Цитата из поста на канале в тг dennou_ru:
Только что закончил прохождение Ликийской тропы!
Стартовал 19 октября из Фетхие, а закончил трип 5 ноября в каньоне Гёйнюк (прошлогодней точке старта).Пешком пройдено порядка 230 километров, остальное – автостопом и на долмушах.
Сейчас уже еду в автобусе в сторону Каппадокии.



Каппадокия! Шары! Ааааа!!!111
Каппадокия — это уникальный регион в центральной части Турции, известный своими невероятными ландшафтами, пещерными городами и скальными церквями. Главная его особенность — это скальные образования причудливой формы, которые образовались благодаря вулканической активности и эрозии. Жми чтобы прочитать полностью!
Основные достопримечательности Каппадокии:
- Гёреме (Göreme) – сердце Каппадокии, небольшой городок, окруженный скальными образованиями. Здесь находится знаменитый Национальный парк Гёреме и Музей под открытым небом (Göreme Open-Air Museum), включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В музее можно увидеть древние пещерные церкви с фресками X–XII веков.
- Подземные города – например, Деринкую и Каймаклы. Эти многоуровневые города были вырублены в мягком туфе и служили убежищем для ранних христиан.
- Долины Каппадокии – Долина Любви, Долина Голубей, Долина Воображения (Земи), Красная и Розовая долины. Они идеальны для пеших походов и фотосессий.
- Воздушные шары – Каппадокия славится своими полетами на воздушных шарах на рассвете, когда сотни шаров поднимаются над сказочными пейзажами.
- Учхисар – деревня с огромной скалой-крепостью, откуда открывается лучший вид на Каппадокию.
- Аванос – город гончаров, где до сих пор делают керамику по древним технологиям.
Как добраться?
Ближайшие аэропорты — Невшехир и Кайсери. Из Стамбула, Анкары и Антальи есть регулярные рейсы. Как раз на автобусе из Антальи я сюда и добрался.
Каппадокия — это место, где история, природа и приключения сливаются воедино. Обязательно стоит посетить!
На утро следующего дня, я уже выходил в центре Гереме из автобуса. Дорога от Антальи заняла 9 часов и стоила мне 600 лир (включая снэки и воду/лимонад, которые раздавал стюард в пути). На улице было довольно свежо, в районе -2°C, а еще над городом летели ОНИ.











Я открыл карту и построил маршрут до ближайшей высоты. Вход оказался платным, но символически – что-то типа 30 лир. Со смотровой площадки открывается вид на долину и десятки шаров летящих над ней. Испытал интересное чувство при виде этого всего – что-то типа катарсиса. Любопытно. Думаю, когда впервые видишь на рассвете такое количество огромных летящих надувных штуковин, еще и над абсолютно марсианским пейзажем – такое ощущение вполне оправдано 🫠
Как летают воздушные шары в Каппадокии: Физика процесса + секреты управления в полете (нажми чтобы прочитать)
Взлёт:
- Горелка: Пламя нагревает воздух внутри шара до 100–120°C, делая его легче окружающей атмосферы (1 м³ горячего воздуха поднимает ~300 г).
- Физика: По закону Архимеда шар всплывает, как пробка в воде. Для взлёта нужна разница температур всего 5–10°C!
- Ветер: Стартуют на рассвете, когда ветер слабый (до 5 км/ч) — иначе шар снесёт.
Управление:
- Высота = руль: Пилот меняет высоту, ловя разные ветровые слои (на 100 м направление может отличаться на 90°!).
- Горелка:
- Короткие импульсы — поддержание высоты.
- Длительный нагрев — подъём.
- Клапан: Открывает купол для сброса горячего воздуха и снижения.
Посадка:
- Выбор места: Команда сопровождения на земле подсказывает пилоту по рации.
- После полного приземления, команда поддержки держит корзину, пока все люди не окажутся на земле.
- Корзину ставят на специальный прицеп, прикрепленный к автомобилю.
- Купол аккуратно складывают 4–6 человек.
Насмотревшись на это великолепие (а некоторые шары пролетали чуть ли не на расстоянии вытянутой руки), я переоделся в зимнее (частично закупленное перед поездкой в Каппадокию в Декатлоне, еще в Анталии) и отправился исследовать территорию.
Сделал несколько кадров с видами Гереме. Зрелище крайне необычное, а? В большинстве из этих туфовых глыб, внутри вырезаны жилища, иногда многоэтажные!








Кстати, обратите внимание на фото ниже: что напоминает поверхность, на которой я стою?
По-моему – похоже на шкуру слона 😃

В левой части третьего фото – крепость Учхисар.



Зрелище настолько впечатляющее и живописное, что тяжело заставить себя перестать все это дело снимать.





Шары (балуны) можно наблюдать всего около часа, в рассветное время. Когда поток шаров иссяк, я спустился в ближайшую долину – Геркюндере (Görkündere). Этих долин в районе Гереме несколько, и у каждой есть своя изюминка: интересный цвет скал и/или грунта, форма образований, количество выдолбленных «домов» внутри камней, или все вместе взятое.

Гуляя по всем этим долинам, не покидало ощущение что я оказался на другой планете!
Городам в камнях в этой местности – несколько столетий. Когда видишь все это вживую, не сразу верится что люди способны на подобное. Ну, а в наше время, некоторые из этих жилищ используются как гостиницы, магазины и по своему прямому назначению – как дома.
Несколько тысячелетий назад вулканы, расположенные в центральной части современной Турции, извергли огромное количество раскаленной лавы. Под собственным весом потоки магмы и другие осадочные отложения спрессовывались, превращаясь в базальт и туф. Образовав мертвое каменное море глубиной до ста метров . На протяжении веков дожди, ветер и землетрясения разрушали и размывали эту лаву, создавая уникальный, фантастический природный ландшафт. В результате этого естественного процесса сформировались гигантские каменные стелы, конусообразные пирамиды, застывшие каменные волны, реки и водопады, грибообразные образования (ножка из туфа, шапочка из базальта), трехмерные каменные скульптуры мистических животных, а также таинственные, бездонные пещеры.
Скалы и пещерные дома Каппадокии — это результат уникального сочетания геологических процессов и человеческой деятельности на протяжении тысячелетий. Вот как это произошло…
Геологическое образование (60–30 млн лет назад)
- Вулканическая активность:
Регион покрыли толстые слои вулканического пепла и лавы после извержений вулканов Эрджияс, Хасандаг и Гюллюдаг. - Формирование туфа:
Пепел спрессовался в мягкую пористую породу — туф (прочный, но легко поддаётся обработке). - Эрозия:
Ветер и вода (реки Кызыл-Ырмак и Мелендиз) за миллионы лет вырезали в туфе “каменные столбы”, “грибы” и каньоны.
Появление пещерных жилищ (IV тыс. до н.э. – наши дни)
Люди начали вырезать дома, церкви и целые города в мягком туфе по трём причинам:
- Защита от врагов (например, от римлян или арабов).
- Укрытие от экстремального климата (летом прохладно, зимой тепло).
- Религиозные убеждения — первые христиане скрывались здесь от гонений.
Этапы освоения:
- Хетты (1800 до н.э.) — первые пещерные поселения.
- Ранние христиане (I–VII вв.) — вырезали церкви и монастыри (например, в Гёреме и Зельве).
- Византийский период (V–XI вв.) — подземные города (Деринкую, Каймаклы) с вентиляцией, колодцами и ловушками.
- Сельджуки и османы — использовали пещеры как жилища и голубятни (голубиный помёт шёл на удобрения).
Почему дома не разрушаются?
- Туф достаточно прочен, но легко обрабатывается.
- Отсутствие землетрясений — Каппадокия находится в сейсмически стабильной зоне.
- Сухой климат предотвращает размывание.
Самые впечатляющие примеры
- Подземные города (Деринкую — 18 этажей вглубь!).
- Музей под открытым небом в Гёреме (церкви с фресками).
- Зельве — заброшенный пещерный город.
- Uçhisar и Ortahisar — крепости, вырезанные в скалах.
Как это выглядит сегодня?
Многие пещеры до сих пор используются как:
- Отели (например, в Гёреме).
- Рестораны и магазины.
- Дома местных жителей (особенно в деревнях Чавушин и Учхисар).
Каппадокия — это редкий пример гармонии между природой и человеческой цивилизацией, сохранившийся до наших дней!





Долина находится на востоке от Гереме. Как я узнаю позже – это демо версия «Долины Любви» (Фрейд одобряет!).
Эти столбы называются перибаджаларами. 🫠
Перибаджалары (тур. Peri bacaları) — это уникальные скальные образования в Каппадокии, напоминающие гигантские каменные грибы, конусы или трубы. Их название переводится как «камни фей» или «дымоходы духов», и они стали одним из символов региона.
Как образуются перибаджалары?
- Геологический процесс:
- Формируются из вулканического туфа — мягкой породы, оставшейся после извержений вулканов 10 млн лет назад.
- Верхний слой — более твёрдый базальт, защищающий «шляпку» от эрозии.
- Нижняя часть (ножка) постепенно вытачивается ветром и дождями, создавая причудливые формы.
- Стадии формирования:
- «Грибы»: Сначала появляется «шляпка» из базальта на толстой ножке.
- «Трубы»: Со временем ножка истончается, превращаясь в конус.
- Финал: Шляпка обрушивается, оставляя одинокий столб.





В той же стороне находится и Музей под открытым небом (относительно небольшая территория, на которой находятся сразу несколько церквей вырезанных в камне). В Музей решил сходить позже, а пока исследовать округу. У меня на карте были отмечены несколько интересных локаций поблизости (что за карта – смотри статью про подготовку к походу, раздел «навигация»).
Внезапное открытие (нажми, если любопытно)
Оказалось, что уже давно Каппадокия была страной скальных монастырей, церквей и келий, основанных еще во II веке нашей эры монахами из разных стран, скрывавшимися здесь от гонений. Подземные города начали возникать в IV веке благодаря христианским подвижникам. В них было мало мест для приготовления пищи, но зато – множество церквей с росписями. Именно в пещерах Каппадокии сложился сам тип христианского общежительного монашества. Это время было расцветом монашества в Каппадокии.
Ближайшая – церковь Эль-Назар построена в X-XI вв.. Дойти до нее можно по указателям в долине. Пока шел, снял все теплые вещи какие смог – днем на солнце довольно неплохо припекает! Думаю было что-то в районе 15 градусов, а после полудня и того больше! И это после минусовой температуры ночью!

Мне повезло – церковь была открыта, но вход был платным. Тут мне повезло еще раз – смотритель и по совместительству билетер, узнав о моем путешествии, пригласил выпить с ним чаю и пообщаться, заодно любезно разрешил осмотреть церковь без оплаты входа.
Церковь Эль-Назар – одна из самых известных пещерных церквей Каппадокии. Она славится своими уникальными фресками X–XI веков, созданными в византийский период. Читать далее…
Архитектура и история церкви
- Название: «Эль-Назар» переводится с турецкого как «Взгляд» или «Видение» (возможно, связано с чудом или явлением).
- Дата постройки: X век (по другим данным – XI век), эпоха Македонской династии Византии.
- Тип церкви: Крестообразная в плане, с одним куполом и тремя апсидами.
- Особенность: В отличие от многих других церквей Каппадокии, здесь хорошо сохранились цветные фрески.
Описание фресок
Фрески Эль-Назара выполнены в византийском стиле с характерными для Каппадокии упрощёнными формами, но богатой символикой.
Основные сюжеты:
Христос Пантократор (Вседержитель)
- Изображён в куполе, благословляющий правой рукой.
- Лик сильно повреждён, но видны черты: борода, нимб с крестом.
Богоматерь (Оранта или Знамение)
- В одной из апсид – Дева Мария с воздетыми руками (тип «Оранта»).
- В другом месте – «Богоматерь с Младенцем» на троне.
Евангельские сцены
- Рождество Христово (иногда с волхвами).
- Крещение Христа (Богоявление) – Иоанн Креститель и ангелы.
- Вход в Иерусалим – Христос на осле.
- Преображение – на горе Фавор.
Святые и мученики
- Георгий Победоносец (часто встречается в Каппадокии).
- Феодор Стратилат (воин-святой).
- Василий Великий и другие каппадокийские отцы Церкви.
Стиль и техника росписи
- Краски: Натуральные минеральные пигменты (охру, киноварь, лазурит).
- Фон: Чаще синий или золотой (символ неба и божественного света).
- Лики: Упрощённые, но выразительные, с большими глазами (типично для провинциальной византийской школы).
- Повреждения: Многие фрески пострадали от влажности, копоти свечей и исламского периода (некоторые лики стёрты).
Почему эти фрески важны?
- Редкая сохранность: В отличие от многих других церквей, здесь нет массовых граффити.
- Смешение стилей: Видны влияния сирийского и армянского искусства.
- Исторический контекст: Фрески создавались в эпоху, когда Каппадокия была крупным христианским центром перед турецким завоеванием.





Неподалеку от церкви Эль-Назар есть голубятня – это типичная деталь для этого региона.
Зачем они нужны? Говорят, яйца и сами голуби шли в пищу, а голубиный помёт использовали как удобрение для обогащения бедных почв Каппадокии.
Снаружи выглядит вот так:

А внутри, это небольшое помещение с вырезанными углублениями в стенах – видимо насесты?



С первых минут меня не отпускала мысль: как же все это создавалось? А вот как:
Пещерные жилища и храмы Каппадокии создавались в мягком вулканическом туфе с помощью простых, но эффективных методов. (Жми чтобы прочитать полностью)
Инструменты и методы
- Основные инструменты:
- Металлические кирки, зубила и молоты (в ранний период – каменные и бронзовые).
- Деревянные клинья, которые размачивали водой, чтобы раскалывать породу.
- Процесс вырубки:
- Сначала намечали контуры будущего помещения.
- Грубо выбивали породу, оставляя опорные колонны.
- Затем стены и потолок выравнивали и шлифовали.
- Безопасность:
- Туф достаточно мягкий, но прочный, поэтому пещеры не обрушивались.
- Для укрепления использовали деревянные балки (редко) или оставляли естественные каменные колонны.
Особенности архитектуры
- В некоторых пещерах были колодцы, соединенные с подземными источниками.
Двери и окна:
- Делали узкими, чтобы сохранять тепло зимой и прохладу летом.
- Иногда использовали каменные двери-жернова (как в Деринкую).
Вентиляция:
- В подземных городах прорубали узкие воздушные шахты, ведущие к поверхности.
Водоснабжение:
- В некоторых пещерах были колодцы, соединенные с подземными источниками.
Неподалеку от церкви Эль-Назар, есть еще несколько церквей с фресками различной давности и сохрана. Есть многоуровневые храмы с фресками VII-XII вв.
Церкви и часовни можно узнать по порталу и наличию апсиды (алтарной ниши), трапезные – по вырубленному из камня длинному столу, склепы – по метровой длинны «канавкам» в полу, куда ссыпались кости, кухни – по наличию круглого очага, мельницы – по жернову. Но если круглый камень стоит в узком проходе – это не жернов, а дверь, само же сооружение является убежищем от врага.
Напишу в чем разница во фресках, так смотреть фотки будет интереснее. В некоторых церквях есть крайне психоделичные сюжеты!
Во многих храмах Каппадокии расписан только алтарь, а потолок храмовой части занимает большой крест, символизирующий просвещение всего мира светом христианства. Целиком сохранившихся фресок здесь практически нет, поскольку с XV века Каппадокия принадлежала Османской империи. Фанатичные исламисты повсеместно уничтожали изображения святых на храмовых фресках, бросая в них камни.


Фрески в пещерных церквях Каппадокии делятся на два основных типа
Геометрические узоры и символы
Где встречаются: В самых ранних церквях (VI–VIII вв.), особенно в простых монашеских кельях.
Особенности:
- Абстрактные кресты, волны, спирали.
- Красные и охристые тона, минимум деталей.
Узнаваемые образы (фигуративные фрески)
- Период: IX–XIII вв. (расцвет византийского искусства).
- Особенности:
- Чёткие лики Христа, Богоматери, святых.
- Сцены из Библии (Рождество, Крещение, Страсти Христовы).
- Яркие синие, зелёные и золотые оттенки.
- Пример: Церкви Токалы-Килисе, Эль-Назар.
Почему такая разница?
- Ранние христиане избегали изображений людей из-за иконоборчества (VIII–IX вв.).
- Позже, с победой иконопочитания, фрески стали сложнее и эмоциональнее.
В течении пары следующих часов я обошел довольно большую площадь вокруг долины, и побывал еще в парочке любопытных церквей. Если кого-то вдруг всерьез заинтересует тема церквей в Каппадокии, то вот базовая информация для старта:
Про человека создавшего каталог церквей Каппадокии
Иезуит-миссионер Гийомом де Жерфаньон (Guillaume de Jerphanion), в начале XX века первым систематизировал и описал сотни пещерных церквей Каппадокии, присвоив многим из них условные номера или названия.
Кто такой Гийом де Жерфаньон?
- Годы исследований: 1907–1912.
- Вклад: Он задокументировал около 350 церквей в долине Гёреме и других районах Каппадокии, создав первую научную классификацию их архитектуры и фресок.
- Труды: Его работа «Une nouvelle province de l’art byzantin: Les églises rupestres de Cappadoce» (1925–1942) до сих пор считается фундаментальной.
Что называют «церковью Жерфаньона»?
Условные обозначения:
- Жерфаньон присваивал церквям номера (например, «Гёреме 4а») или описательные названия (например, «Церковь с яблоками» — Ельмалы-килисе).
- Некоторые храмы в научной литературе до сих пор упоминаются как «церкви из каталога Жерфаньона».
Примеры церквей, изученных им:
- Токалы-килисе («Церковь Пряжки») — одна из самых крупных и хорошо сохранившихся.
- Кылычлар-килисеси (церковь с фресками X века).
- Барбара-килисе (церковь Св. Варвары).
Путаница с названиями:
- Иногда «Жерфаньона церковь» ошибочно принимают за конкретный храм, но это неофициальный термин для группы памятников.
- В некоторых источниках так называют малоизвестные церкви, которые он открыл, например, скрытые часовни в долине Ихлара.
Благодаря Жерфаньону мир узнал о византийском искусстве Каппадокии. Его работы помогли сохранить память о церквях, которые позже пострадали от эрозии или туризма.
Вот панорамный вид на одну из церквей которые я посетил в тот день.


А так она выглядит внутри. Видно сочетание фресок из разных эпох, а свисающие с потолка, обломанные к основанию колонны – добавляют мистики в атмосферу 🫠
Этот «микс» из фресок с ликами святых и грубых геометрических крестов в одной церкви — типичное явление для Каппадокии, и вот почему:
Разные эпохи в одной церкви
Ранний период (VI–VIII вв.):
- В эпоху иконоборчества (VIII–IX вв.) человеческие изображения запрещались. Вместо них рисовали кресты, символы рыбы (Ихтис — греч. ἰχθύς — «рыба» — это древний христианский символ-акроним, который скрывает в себе исповедание веры в Иисуса Христа. Он состоит из первых букв греческой фразы: Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ (Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель), геометрические узоры.
- Эти грубые кресты могли быть созданы в тот период, когда церковь использовалась как тайное убежище.
Поздний период (IX–XI вв.): - После восстановления иконопочитания поверх старых символов могли добавить фрески со святыми.
- Иногда новые росписи делали поверх старых, но часть оставляли как есть.





Ниже несколько панорамных снимков всяческих красот того дня. Разрешение снимков достаточное для разглядывания (возможно удобнее с ПК, разрешение монитора в районе 2к – идеально).










К такому, жизнь меня конечно не готовила. Даже не знаю с чем сравнить подобный вид – столбы из рыбы в кляре? 🫠



Дальше я пошел к Музею под открытым небом (вход от 20 евро 😥). Двигался не по основной дороге, а по тропинке чуть поодаль – и виды красивее, и есть шанс оценить масштаб музея со стороны, с холма. А заодно решить стоит ли туда вообще идти. Шел и любовался пейзажами типа как на фото выше. В общем в итоге тропинка вывела на сторону противоположную входу на территорию (а музей находится в отдельной долине, куда можно попасть только через вход с кассой). Несмотря на довольно крутой склон и пару высоких вртикальных стен – мне удалось найти путь вниз и я оказался на основной нитке внутреннего маршрута музея.
Базовая информация про музей и церкви на его территории
В музее можно посетить несколько оригинальных церквей.
Вот самые известные:
Церкви с фресками
- Тёмная церковь (Каранлык Килисе)
- Лучше всего сохранившиеся фрески (XII–XIII вв.) благодаря отсутствию света.
- Сцены: Рождество, Распятие, Вознесение и др.
- Церковь Яблока (Эльмалы Килисе)
- Названа из-за росписи с яблоками (или ошибки в переводе).
- Фрески XI века: библейские сцены и геометрические узоры.
- Церковь Сандалии (Чарыклы Килисе)
- Названа из-за отпечатков ног у входа.
- Уникальная фреска «Тайная вечеря».
- Змеиная церковь (Йыланлы Килисе)
- Фрески с изображением св. Георгия, убивающего дракона.
Другие объекты
- Монастырь Св. Василия – древнейшая часть комплекса (IV век).
- Часовня Св. Варвары – абстрактные символы и кресты (иконоборческий период).
- Трапезные и кельи – где жили монахи.
Дальше – будет несколько галерей с фото местных церквей и их убранством. Но чтобы смотреть было интереснее, буду дополнять фото интересной инфой.
Церковь с сандалиями (Çarıklı Kilise). Этот храм датируется концом XII – началом XIII века и состоит из двух этажей. На нижнем этаже располагалась столовая, а на верхнем – молельное помещение. Сегодня в церковь можно попасть по металлической лестнице.
Название «церковь с сандалиями» происходит от выемок в виде двух следов ног, находящихся под фреской Вознесения при входе. Предполагается, что это следы сандалий – распространенной в то время обуви. Этот отпечаток символизирует последний след, оставленный Иисусом перед Вознесением на небо. Фреска Вознесения в этой церкви считается точной копией той, что находится в церкви Вознесения в Иерусалиме.






Интересные детали фресок на Яблочной Церкви (Elmalı Kilise) 🙃



Как по мне – отдельный интерес представляет Церковь (или часовня) Св. Варвары с ее особенно упоротыми фресками с изображением грибов и жуков 🤔
Вообще, это росписи иконоборческого периода. Все эти геометрические фигуры – символы Христа, святых, пророков и т.д..
Нажми, чтобы углубиться в детали!
Церковь Святой Варвары в Музее под открытым небом Гереме, отличается самыми изысканными и красочными красными геометрическими росписями Каппадокии. Эта церковь (также известная как Церковь Гереме 20) датируется примерно 1100 годом нашей эры.
Росписи, как правило, следуют архитектурным формам, причем самые обширные росписи находятся на софитах (нижней стороне арок), карнизах и парусах (треугольниках, поддерживающих купола).
В церкви есть три основных класса настенных росписей:
- Узоры. Потолок украшен узорами из треугольников, кирпичей, клеток, зигзагов, кругов и крестов.
- Животные. На северном люнете есть странные изображения курицы и стоящего жука. Полосатая курица клюет растение. На нижнем регистре животное (жук?, павлин?) между двумя крестами тянется вперед руками. Просачивающаяся вода повредила левую сторону. Надпись перед боксирующим жуком гласит: «Сойди, о отец-настоятель, я похищу твою душу!». Этими словами дьявол искушает отшельников отойти от их монашеского образа жизни, спуститься с их уединенных пещер в мир. Язык перекликается со словами сатаны, обращенными к знаменитому первому монаху Антонию: «Я обманул многих монахов; Я низверг многих монахов. Но я слаб, когда нападаю на тебя». Тем не менее, два креста с каждой стороны обезоруживают сатану и нейтрализуют его власть.
- Распятие. В интерьере появляются девять различных наборов из трех крестов. Формы абстрактны, отчетливы и рудиментарны. Эти девять композиций появляются в арочных люнетах, в том же месте, где обычно появляются сцены из жизни Христа. Наборы из трех крестов являются нефигуративными заменителями евангельских сцен. Наличие одной из форм (квадрата с пузырчатым углом) в апсидной раковине иллюстрирует, как изображения использовались в качестве изображения Христа.
Изначально эти довольно психоделичные мотивы, создавали законченный образ церкви. Никаких других икон и образов – не предполагалось. И только более поздние художники добавили фигурные росписи важных святых на нижние части напротив входа. Эти иконы имеют примитивный стиль.
Трое святых изображены как молодые, спокойные женщины. Святая Варвара стоит лицом к двери на западном трансепте. Сильно поцарапанная и обветшавшая, тем не менее эта икона является покровительницей церкви. Святая Варвара была популярной святой среди средневековых византийцев. Согласно преданиям местных жителей, она была мученицей III века из Финикии (современный Ливан). Ее богатый отец был язычником и держал ее в запертой башне, чтобы выдать замуж. Однако, она тайно стала христианкой и отказалась выходить замуж. Тогда ее жестоко обезглавили, несмотря на то, что стали свидетелями многих чудес. Достоверность существования личности Святой Варвары сомнительна, так как она впервые появляется в 800-х годах, примерно через 500 лет после ее смерти.
На северной стене изображены святые Георгий и Феодор на белых запряженных конях. Поверженная змея едва заметна внизу. Две едва заметные надписи дарителя гласят: «Господи, помоги рабу Твоему священнику» (между лошадьми) и «Господи, помоги слуге Твоему Леону Марулину» (справа).





Еще парочка фресок. Видно что новые изображения наносились поверх старых. Роспись иконоборческого периода наносилась непосредственно на сухую стену, без подготовки. А вот перед нанесением изображений нового периода стена подготавливалась.
Фрески «нового периода» в Каппадокии (IX-XIII вв., после иконоборчества) создавались с использованием сложных византийских техник, сочетавших античные традиции с христианской иконографией. Вот главные особенности их нанесения…
Техника исполнения
- Истинная фреска (буон фреско):
- Пигменты наносились на свежую известковую штукатурку
- Краски впитывались в стену, становясь частью поверхности
- Преимущество: долговечность (как в Тёмной церкви Гёреме)
- Секко (a secco):
- Роспись по сухой штукатурке яичной темперой
- Позволяла делать тонкие детали и использовать золото
- Чаще встречается в поздний период (XI-XIII вв.)
Подготовка поверхности
Грунтование:
- На скалу наносили 2-3 слоя смеси: известь + мраморная пудра + рубленая солома
- Каждый слой полировали камнем
Рисунок:
- Контуры процарапывали острым инструментом
- Иногда наносили предварительный рисунок углём
Краски и пигменты
- Основные цвета:
- Красный: охра + киноварь
- Синий: дорогой лазурит (привозили из Афганистана)
- Зелёный: малахит
- Золото: сусальное (в богатых церквях)
- Связующие:
- Яичный желток (для темперы)
- Известковая вода (для фрески)
Этапы росписи
- Фон: сплошной цвет (часто синий)
- Личное (лики и руки): многослойная лессировка
- Доличное (одежды): плотные мазки
- Позолота: наносилась в последнюю очередь
Особенности каппадокийских мастеров
- Упрощённая моделировка форм (провинциальный стиль)
- Яркие контрастные цвета
- Частое использование охристых оттенков (местные пигменты)
- Сочетание фрески и секко в одной композиции
Лучшие образцы этой техники можно увидеть в:
- Тёмной церкви (Гёреме)
- Токалы-Килисе
- Церкви Св. Иоанна в Чавушине
Сохранность таких фресок удивительна – благодаря сухому климату Каппадокии они пережили 10 веков практически без реставрации.


А вот яркие фрески одной из самых известных церквей Каппадокии – Церкви с Пряжкой (Buckle Church (Тоkalı Kilise)).
Церковь с пряжкой в музее под открытым небом Гёреме — это самая выдающаяся из всех пещерных церквей Каппадокии. Внутри находятся лучшие фрески, как с религиозной, так и с художественной точки зрения…
Церковь представляет собой комплекс из четырех церквей, все они датируются 900-ми годами. Но возникла она, как результат развития простой монашеской кельи/скита. Это было небольшое помещение с выдолбленными в породе столом, скамьей и кроватью, темное и полностью лишенное фресок.
Тридцать сцен на фрескаах, в основном взяты из Нового Завета, а некоторые из Евангелия от Иакова — апокрифического сочинения, написанного около 150 г. н.э., в котором подробно описывается рождение Марии и Иисуса. Сцены состоят из нескольких участников, которые иногда появляются и на соседних картинах. Это самое обширное непрерывное повествование из всех пещерных церквей Каппадокии. Как комикс 🫠😃
Центральная апсида имеет две примечательные особенности. Во-первых, это самая подробная и впечатляющая апсидная программа каппадокийских церквей. Во-вторых, на апсиде изображена смерть Иисуса через распятие, а не типичная сцена его вознесения на трон (Пантократор). Этот необычный выбор имеет литургический и евхаристический смысл.
Сцена распятия доминирует над апсидой — Иисус распростерт на кресте, окруженный двумя другими крестами, увенчанный двумя ангелами и сияющим небесным сиянием, окруженный учениками и римскими сотниками. Иерусалимский храм, с разорванной занавеской, стоит справа.



Обойдя все что было можно – пошел на выход. Близился вечер и пора было позаботиться о ночлеге!


В итоге вписался в хостел, но не простой, а с комнатами вырубленными в камне! Причем не новодел, а те самые тру-пещеры!
Стоимость – 800 лир в сутки. Позже, обнаружил рядом еще один хостел, 500 лир в сутки + у них же есть прокат скутеров.
В городе, в основном, все заточено под туристов. Цены тоже соответствующие. Но все-таки я нашел и Migros и А101, а значит питаться там можно по более-менее вменяемым ценам. Итого – Каппадокия не столь дорога, как ее малюют!
Немного снимков Гереме.











На следующий день я завтракал на террасе хостела вот с таким видом:



Впечатлений – через край. Снова! Некоторые пилоты воздушных шаров, специально пролетают очень низко над улицами города и террасами отелей. Дух захватывает!



Это был второй день в Каппадокии, и на него у меня был особый план! После завтрака, я прогулялся на спот и снова смотрел на полет шаров над долиной. Увидел и приземление/сборку.

А ближе к 10 утра – уже бодро шагал за арендованным скутером! В планах было прокатиться по близлежащим городам, а в завершении – добраться до подземного города Деринкую!
Аренда подобного скутера в среднем по городу стоит 30 евро в сутки.
Цитата из поста на канале в тг dennou_ru:
Заправился на 80 лир: с половины до полного бака. Впереди около 100-140 км приключений на сегодня. Надеюсь все успею!

Погулял в Аваносе и Угрюпе и поехал смотреть замок в Учхисаре. По дороге наблюдал очередные (и отличающиеся от предыдущих!) инопланетные пейзажи!








Замок Учхисар (Uçhisar Castle) — это одна из самых известных достопримечательностей Каппадокии, расположенная на высоте около 1,300 метров над уровнем моря. Он представляет собой естественную скалу, которая была выдолблена и преобразована в крепость. Замок является самой высокой точкой в регионе, что делает его отличным местом для наблюдения за окружающими пейзажами и полетами воздушных шаров на рассвете.
Замок использовался с древних времен, его история насчитывает тысячи лет. Он служил защитным сооружением, а также местом проживания для местных жителей. Внутри замка можно найти множество комнат, туннелей и лестниц, выдолбленных в мягком туфе. Многие помещения соединены между собой. Некоторые из комнат использовались как хранилища, другие — как жилые помещения.




Половина светового дня уже миновала, и мне пора было выдвигаться в сторону подземного города Деринкую, чтобы успеть там погулять и вернуться до темноты (и холода!) в Гереме.
Вход в подземный город стоит 13 евро, и этот тот редкий случай, когда обойти кассу не выйдет 🙃 Я шел туда за впечатлениями и фотками, которые только впоследствии рассчитывал подкрепить информацией из сети.
Зато у вас теперь есть возможность узнать все разом!
Цитата из поста на канале в тг dennou_ru:
Подземный город Деринкуйу – интересное место! Надо почитать на досуге что вообще про него известно. И в целом про эти подземные города.
Например: как их вообще копали? Это же адова гора труда! А как поднимали наверх отходы? Там же несколько этажей, оно внутри – как муравейник.
В общем – загадка дыры!
Подземный город Деринкую: Затерянный мир Каппадокии
Представьте: вы копаете подвал в своём доме — и вдруг проваливаетесь в гигантский подземный город, где 2000 лет назад жили тысячи людей! Именно так в 1963 году обычный турецкий фермер обнаружил Деринкую — самый глубокий и загадочный подземный город мира… (нажми, чтобы дочитать)
Город-невидимка
- Глубина: до 85 метров (как 25-этажный дом!) с 18 уровнями, но для туристов открыто пока только 8.
- Вместимость: До 20 000 человек + скот и запасы еды.
- Защита: Входы блокировались 500-килограммовыми откатными каменными дверями, похожими на жернова диаметром 1.5 метра, с отверстиями-«глазками» для наблюдения. Эти двери могли сдвинуть только двое человек и только изнутри. Но даже если враги проникали, они терялись в лабиринтах.
Условия для жизни
Температура: Вечные +15°C круглый год — идеально для хранения запасов еды и вина, побега от жары и заморозков.
Инфраструктура:
- Сеть глубоких и тонких вентиляционных шахт – обеспечивала приток воздуха.
- Колодцы – питались от подземных рек, чтобы враги не могли отравить воду.
- Конюшни, церкви, винодельни с прессами для винограда (масло из косточек использовали для ламп), склады для запасов еды и вина – в общем, было всё необходимое для жизни.
- Некоторые помещения использовались как холодильники – благодаря продуманной естественной вентиляции.
- Кладбища на нижних уровнях — знак, что город был домом, а не временным убежищем
Кто и зачем его построил?
- Хетты (возможно) – первые пещерные убежища от набегов.
- Ранние христиане (I–VII вв.) – скрывались здесь от римских и арабских гонений.
- Византийцы (VI–XI вв.) – расширили город, добавив церкви и склады.
Секрет строительства: Мягкий вулканический туф — режется как масло, но на воздухе твердеет, превращаясь в камень
Почему это стоит увидеть?
Деринкую — это машина времени. Здесь можно:
- Прикоснуться к дверям, которые закрывали 2000 лет назад.
- Услышать эхо шагов по туннелям, где прятались целые семьи.
- Загадать желание у древнего колодца, который до сих пор наполнен водой.
Интересный факт: Учёные исследовали только 10% города — кто знает, какие тайны скрывают оставшиеся этажи?.
«Это не просто пещеры — это подземная цивилизация, пережившая империи»











Выйдя из подземного города понял, что до темноты еще есть пара часов. Открыл карту и нашел относительно недалеко интересный объект – кратерное озеро Нар, в 22 км от Деринкую. Решил доехать туда, рискуя замерзнуть на обратном пути.
Это озеро образовалось в результате вулканической активности и представляет собой кратер, заполненный водой. Оно расположено на высоте около 1,800 метров над уровнем моря и окружено живописными пейзажами, включая скалистые образования и зеленые поля вокруг.
Жаль что солнце уже было совсем низко. Думаю что днем озеро выглядит еще живописнее!


Когда стартовал в обратный путь – стремительно смеркалось. Пока доехал до хостела – прилично замерз! Зато снял вид на ночной Учхисар! Вообще, подсвечены и другие города и, кажется, частично даже некоторые долины! Очень красиво (и холодно)!

Цитата из поста на канале в тг dennou_ru:
На рассвете хотел ехать в Учхисар, смотреть на шары (до окончания аренды скутера было еще 3 часа).
Но, выехав на трассу, стало ясно, что смысла в этом нет – все шары летали над одной из аллей – довольно далеко от городка.
В итоге просто поехал искать ближайший спот «на районе». Сменил пару локаций, прежде чем нашел оптимальное место. Вот лучшие кадры того утра. Незабываемое зрелище!
















Неподалеку тусила группа туристов. Девчонки фотографировались почти в одном бикини на ретро-бензе ➡️🔗. Напомню, утром в Каппадокии – дубак и минусовая температура 🫠 Обратите внимание, сколько инея на машине.


Цитата из поста на канале в тг dennou_ru:
Утром нужно было сдавать скутер в 10:00.
И с 7 утра я гонял по окрестностям. Сначала смотрел на шары. Потом доехал до Учисара, хотел чекнуть пиджин вэллей. Голубиную долину, типа. Говорят, там самое большое количество этих вот каменных домиков. Немного прогулялся с одной стороны, потом доехал до другого конца и погулял немного и там.
Пока искал точку входа в долину, наснимал несколько интересных кадров.












Долина голубятен (Güvercınlık Vadisi)
Снимков из долины голубятен в итоге не так много, насквозь я ее к сожалению не прошел – пора было возвращаться и сдавать скутер. Прогулялся на 500 м вглубь долины со стороны Учхисара, затем по небольшому участку со стороны Гереме. Вообще там довольно интересно было бы полазать. Ну, может в другой раз! 🫠





Долина мечей (Sword valley)
На снимках ниже, кое-где видны люди – можно оценить масштаб!

















Еще одна церковь/часовня с красивым видом из окна:



➡️🔗 В одном из камней, обнаружил довольно большое помещение, порядка 40 квадратных метров, с красивым видом из окна. Судя по всему, кто-то не так давно тут ночевал, а может просто обедал. Собственно мне тоже приходила такая мысль – заночевать в одном из подобных помещений. Единственная проблема – очень далеко ходить за водой. А так, домиков с помещениями пригодными для пары-тройки ночевок там достаточно.

Цитата из поста на канале в тг dennou_ru:
Иду дальше, в сторону Red valley и Rose valley.
На фото видно насколько протоптали связующую тропу.
Отличаются они оттенками камней, ну и ещё в красной можно по всяким лестницам и тоннелям полазать.
Навигация по всем этим локациям – отвратительная.



Последний взгляд на долину мечей…

… и поворачиваюсь к красной (и розовой) долине. Я специально забрался на небольшую скалу сбоку от тропинки, для панорамного обзора.

Красная долина (red valley)
Красная долина оказалась не настолько красной как я ожидал. Зато, в плане форм наметилось некоторое разнообразие!





Появились арки, тоннели и вообще идти стало интереснее!
Небольшое видео с одним из тоннелей на канале в тг.




Прохожу через небольшой коридор в скале и вижу знаки указывающие путь к длинному тоннелю:



Чтобы попасть в тоннель, сначала надо подняться по металлической лесенке. Передвигаться внутри лучше с фонариком.




Розовая долина (pink valley)
Чуть пройдя по тропинке после тоннеля, попадаю в Розовую долину. Цвета становятся ярче, а формы более обтекаемыми.







На пути попадается небольшой аттракцион – продолжить путь можно взобравшись на скалу.


Сверху открывается неплохой вид! Тропа идет уже довольно высоко, местами по краю горы.



Внизу, в долине, виднеется симпатичная «многоэтажка»



Спускаюсь вниз, время близится к закату. Прохожу мимо любопытной, довольно крупной церкви.

Захожу. Внутри множество помещений и довольно большой зал с колоннами.







Понемногу приближаюсь к выходу из Розовой долины. До заката хочется успеть попасть в Долину любви. Практически во всех скалах вдоль тропы виднеются небольшие отверстия-окна. Видимо внутри породы тоже могут быть какие-то помещения, но как найти в них вход?




Напоследок встречаю необычную формацию:

Пока иду к долине любви – встречаю (снова) кабриолет, группу туристов на конной прогулке и необычно зеленое, для этого времени года, дерево.




Успеваю дойти до Долины Любви и сделать несколько снимков в последних лучах уходящего солнца.



На этом моя прогулка по долинам Каппадокии завершается и я иду в хостел.
Цитата из поста на канале в тг dennou_ru:
Будете в Гёреме – остановиться рекомендую вот тут (Göreme hostel). Снаружи хостел маскируется под агентство путешествий Cappadocia visitor.
Ночь стоит от 15 евро/500 лир.
Аренда скутера – 30 евро/сутки.Либо там где жил я – это через 50 метров вглубь улицы. Общий номер на 8 кроватей – от 700 лир. Кровати – в пещере. Довольно прикольно, но хостел более старый и ушатанный.


Цитата из поста на канале в тг dennou_ru:
Из Турции в Иран лечу лоукостером AJet. (Занята была всего треть самолета)
Ни на одном этапе не проверяли вес и объем ручной клади. Всем абсолютно все равно.Кроме того, пронес через паспортный контроль и досмотр 2 л пепси. Так-то жидкости нельзя, но если очень надо – то можно 🥸
Почем в итоге Турция для народа?
Итого: ~480$ на 24 дня включая всю логистику, еду и платные вписки.
Перелет Калининград-Москва-Стамбул – ~14000 р.
Поменял и потратил внутри страны примерно 200$ на автобусы, кемпинги и еду.
Страховка 3850 р. (Т-банк, вид “активный отдых”).